1.Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционный строй – это определенная форма, способ организации государства, закрепленный в его Конституции. Основы конституционного строя РФ – устои государства, его основ. принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства. Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. Ведущую роль среди них играют нормы, закрепляющие главные устои Российского государства, в которых находят выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве главных устоев выступают основы конституционного строя, которые призваны обеспечивать Российской Федерации характер конституционного государства.
Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства. В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года содержится отдельная глава, посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий aкруг конституционно регулируемых общественных отношений. Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Республика – высшие органы государственной власти, избираемая населением. Форма государственного устройства – внутренне строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения м/у собой. Федерация – сложное союзное государство, состоит из государственных образований, обладающих юр.определенной политической самостоятельности.......
2. Законодательный процесс. Порядок принятия ФКЗ и ФЗ.
Законы принимаются палатами ФС в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность ФС. Первая стадия - законодательная инициатива (внесение на рассмотрение ГД законопроекта). Право законодательной инициативы принадлежит ее субъектам (Президент РФ, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство РФ, закон.органы субъектов РФ, а также КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ по вопросам их ведения). Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, от граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в ГД субъектами права законодательной инициативы. При внесении законопроекта в ГД должны быть представлены:пояснительная записка, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции законопроекта;текст законопроекта;перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению, принятию; финансово-экономическое обоснование;заключение Правительства РФ.
Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроекта. Он направляется Советом ГД в соответствующий комитет, назначаемый ответственным за него. Одновременно законопроект направляется в комитеты, комиссии, депутатские объединения, Президенту РФ, в СФ, в Правительство РФ, в КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.
Третья стадия - рассмотрение законопроектов в ГД. Рассмотрение может осуществляться в трех чтениях (если ГД не будет принято другое решение).
Законопроект и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета ГД направляются ее депутатам не позднее чем за 3 дня до рассмотрения законопроекта на заседании Думы.
Четвертая стадия - принятие закона. Совет ГД назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. Не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению. ФЗ принимается ГД большинством голосов от общего числа депутатов палаты. ФКЗ считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее ⅔ от общего числа депутатов ГД.
Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. Если он не подлежит обязательному рассмотрению СФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ, то в течение 5 дней он направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.....
4.Правительство РФ: положение в системе ОГВ состав и порядок формирования. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 110) исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации – высший орган федеральной исполнительной власти. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства Российской Федерации, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший орган государственной исполнительной власти Правительство Российской Федерации осуществляет государственное управление.
Положение Правительства как высшего органа федеральной исполнительной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации и в Законе о Правительстве РФ. Акты Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации (ст. 115 Конституции). Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории РФ. Оно направляет работу министерств или иных федеральных органов исполнительной власти. Являясь высшим органом федеральной исполнительной власти, Правительство РФ самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ, федеральным конституционным законодательством, федеральными законами и указами Президента РФ. Оно в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению их нарушений.
В состав Правительства РФ входят Пред. Прав, 2 зам. Пред. Прав. и федеральные министры. Председатель Прав. РФ назначается Президентом РФ с согласия ГД. Согласно Конст. РФ (ст. 111) предложение о кандидатуре Пред. Правит. вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правит. либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства ГД. ГД рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Пред. Правит. в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Пред. Правит. Г-ойД-ой Президент назначает Пред. Правит., распускает ГД и назначает новые выборы. Согласно Конст. (ст. 113) Пред. Правит. определяет основные направления деятельности Правит. РФ и организует его работу.....
|